Expo Business Review / Бизнес и люди / Бизнес и люди / Новые возможности сотрудничества России и Китая

9 июня 2016

Новые возможности сотрудничества России и Китая

В Москве с 6 по 8 июня прошла национальная китайская выставка товаров широкого потребления China Commodity Fair 2016. О динамике и тенденциях российско-китайских отношений в настоящее время и особенностях бизнеса в двух странах рассказывает эксперт в области российско-азиатских экономических и социальных отношений, президент Русско-Азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Монкевич.

Виталий Викентьевич, как вы оцениваете торговые отношения России и Китая на современном этапе?

В первом квартале 2016 года торговый оборот России и Китая вырос на 3,6% в годовом исчислении – до $14,19 млрд. Объем экспорта из Китая в Россию увеличился на 6,2% до $7,10 млрд, объем импорта российских товаров в Китай вырос на 1,1% - до $7,09 млрд. Безусловно структура поставок различна, однако в объемах торговли установился в некотором роде паритет.

При более детальном рассмотрении товарных групп российского экспорта в Китай в 2015 году, лидирующие позиции принадлежат поставкам сырья – горючие ископаемые, древесина, цветные металлы. Вместе с тем, впервые существенный рост поставок пришелся на сельское хозяйство и пищевую промышленность. Например, согласно данным таможенной статистики КНР, поставки по товарной группе «молоко, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, пищевые продукты животного происхождения» по стоимости увеличились на 69,4% до $1,6 млн, а в физическом выражении – на 62,4% до 553,5 тонн.

Экспорт в Китай продукции мукомольно-крупяной промышленности в стоимостном выражении показал рост в 44,1% до $6,1 млн, в количественном – на 63,8% до 15,8 тыс. тонн. Положительная динамика также отмечена по таким товарным группам как, «сахар и кондитерские изделия», «какао и продукция из какао», «изделия из мяса, ракообразных», «изделия из зерна хлебных злаков», «продукты переработки овощей и фруктов», «алкогольные и безалкогольные напитки».

Подобное внимание со стороны Китая к отечественным продуктам питания связано с их высоким качеством и конкурентной ценой в премиум-сегменте. К тому же число представителей «среднего класса» КНР уверенно растет и все больше людей заинтересовано в потребление экологически чистых продуктов питания. Именно такой статус закрепляется за российскими продуктами в Китае.

Что же послужит стимулом для развития торговли двух стран?

Развитию торговли России и Китая будет способствовать снятие ограничений на импорт со стороны КНР. Необходима поддержка российских экспортеров внутри страны и упрочение деловых отношений с китайскими партнерами.

Какие инвестиционные проекты, по вашему мнению, будут способствовать расширению экономических отношений двух стран?

За последний год перед потенциальным инвестором из Китая открылись новые возможности в отраслях, которые ранее не рассматривались как партнеры по бизнесу, поскольку на рынке преобладали западные технологии, компании и инвесторы.

Безусловно, в числе приоритетных и перспективных направлений в сфере инвестирования можно выделить российский агропромышленный комплекс, тяжелую промышленность, девелопмент, деревообрабатывающую отрасль и туризм.

Каковы точки для роста экономик двух стран в современных условиях?

Особенность нашего менталитета заключается в том, что мы начинаем эффективнее работать в условиях стресса. Сегодня, на фоне ослабления рубля и санкций, активно прорабатываются меры по привлечению инвесторов. Обсуждаются проекты импортозамещения, локализации производств и улучшение инвестиционного климата.

Для азиатских инвесторов важно участие в инвестпроектах государственных фондов, так как это гарантия сохранности инвестиций. Появление новых особых экономических зон, территорий опережающего развития будет способствовать расширению сотрудничества, созданию новых производств и инфраструктуры регионов РФ.

Экономики наших стран покажут рост в случае укрепления взаимодействия не только в стратегически важных отраслях, таких как ТЭК, но и при активном развитии проектов в сферах сельского хозяйства, IT, инфраструктуры, туризма и услуг.

Какие регионы в РФ и Китае наиболее интересны для сотрудничества и развития бизнеса?

Российская Федерация довольно длительное время выстраивает отношения с Китаем. В том числе уже не раз поднимался вопрос о стимулировании притока китайских инвестиций в экономику нашей страны. Сегодня, в каждом субъекте РФ созданы институты по работе с инвесторами, например, корпорация и агентства инвестиционного развития того или иного региона. Все они негласно конкурируют между собой, борются за инвестора. Одна из важнейших задач данных организаций привлечение инвестиций и работа с инвестором по системе «одного окна».

Известно, что российский и китайский рынки имеют свою специфику. Как предпринимателям стран избежать ошибок, чтобы не столкнуться с трудностями?

При выходе на российский рынок азиатские компании сталкиваются с отсутствием прозрачных условий и стандартизированных правил для инвестирования. В стране мало организаций, предлагающих комплексный подход к структурированию и сопровождению инвестиционных проектов, в том числе знакомых со спецификой работы с партнерами из Китая.

Одна из задач Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей заключается в помощи российским компаниям в привлечении инвестиций из КНР. В частности, мы организуем встречи для ведущей российской девелоперской компании Coalco, заинтересованной в привлечении инвестиций из Азии в проект «Центральный промышленный парк» в городском округе Домодедово. Также РАСПП и министерство искусства и культурной политики Ульяновской области заключили соглашение об организации всестороннего и эффективного сотрудничества для реализации совместных задач по развитию туристских проектов «Красный маршрут», «Музей СССР».

В марте 2016 года мы запустили проект «Network-сессии «Диалоги» – серию практических мероприятий по работе с азиатскими партнерами для представителей коммерческих и государственных структур РФ. Проект реализуется под патронатом Полномочного министра, советника по торгово-экономическим вопросам Посольства КНР в РФ г-на Чжан Ди. Очередная network-сессия, которая состоится в июне, будет посвящена вопросам организации экспорта в Китай.

Китайские компании и предприниматели стали частыми гостями специализированных выставок и конгрессов в РФ. Как мероприятия способствуют продвижению товаров и развитию сотрудничества?

Представителям коммерческих компаний из Китая, как постоянным участникам выставочных мероприятий в своей стране и мире, хорошо известно, что именно на форумах и выставках международного уровня можно представить возможности своей компании, заручиться поддержкой новых партнеров и увеличить число своих клиентов.

На первом Российско-китайском форуме малого и среднего бизнеса, проходившем в апреле 2015 года в Пекине, приняло участие порядка 300 делегатов из России. Состоялось подписание 28 соглашений о сотрудничестве между предприятиями РФ и КНР. Между инвестиционными компаниями Китая и представителями субъектов РФ оформлено 10 протоколов о намерениях.

Ранее намеченные планы по сотрудничеству сегодня имеют вполне реально воплощение. В Вологодской области ведется строительство двух крупных животноводческих комплексов. В Новгородской области с участием китайских инвесторов реализуется проект по строительству автодорожной инфраструктуры. В 2016 году форум прошел в Сочи. На сессии РАСПП «С чего начать сотрудничество с Китаем?» были даны практические советы и рекомендации по организации экспорта в КНР, выходу на китайский рынок, сотрудничеству с интернет-платформами и прохождению сертификации. Поэтому я уверен, что и выставка China Commodity Fair 2016 в Москве будет полезной и результативной.

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы