29 сентября 2014

Стартапы по-русски

Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию, отечественные представители «новой экономики» проявляют осторожный оптимизм. По мнению большинства экспертов, количество реализуемых стартапов планомерно растет, а качество медленно, но верно повышается.

Участники и эксперты экосистемы создания предприятий с нуля отмечают увеличение количества заявок на финансирование или поддержку стартапов. Число «взрослых» качественных проектов также растет уверенно, но не столь бурными темпами.

«Дело в том, что появляется много новых мероприятий и организаций: коворкингов, инкубаторов, акселераторов, способствующих продвижению все большего числа прогрессивных проектов, – отмечает представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Павел Никонов. – Однако цифра качественных и зрелых замыслов, переступивших первичные продажи, по существу, не выросла. Но это нормально. Требуется определенное время, а зачастую и опыт, чтобы сделать привлекательный стартап.Не секрет, что зачастую у предпринимателей в США только пятый или восьмой по счету бизнес-проект выходит удачным. Наши бизнесмены на сегодняшний день находятся между первым и вторым».

Точных данных о количестве новых стартапов в России практически не существует. Однако хорошим индикатором роста, причем как количественного, так и качественного, эксперты считают бум на рынке венчурного финансирования.

Стартапы и санкции

«В 2013 году наблюдался рост венчурных фондов. По оценкам экспертов, российский венчурный рынок на сегодня является самым быстрорастущим в Европе, – констатирует менеджер по связям с общественностью бизнес-инкубатора «Ингрия» Дмитрий Кленов. – Такая активность не могла появиться на пустом месте. По данным отчета Ernst & Young, только в ИТ и телеком было вложено более $1 млрд». Директор венчурного фонда и стартап-акселератора iDealMachine Альфия Мухаметова также отмечает увеличение числа заявок по сравнению с прошлым годом.

«Сегодня заявителями являются уже более зрелые люди в возрасте от 30 и более лет. За их плечами есть некий удачный или не очень опыт, и это, безусловно, важно. Качество проектов, на мой взгляд, тоже неуклонно растет, чему способствует ужесточение критериев отбора», – отмечает Альфия Мухаметова.

Активность на рынке венчурных проектов не снижается, даже несмотря на сложные внешнеэкономические обстоятельства. Участники и эксперты не склонны драматизировать ситуацию, связанную с пресловутыми западными санкциями. Причина – сроки реализации проектов. Как правило, со времени формализации замысла до начала про- даж конкретного продукта проходит не менее года. Соответственно, все существующие проекты, близкие к реализации, зарождались задолго до осложнения обстановки и сейчас, что называется, идут по инерции.

Санкции Европейского союза и США могут затруднить крупным российским компаниям доступ к финансированию новых отечественных высокотехнологичных проектов. Но пока эксперты не отмечают явной негативной тенденции на рынке. Как правило, ситуация в стране в гораздо большей степени влияет на интенсивность и качество развития проектов. «Медленно, но планомерно выстраиваются полноценная инфраструктура и экосистема для инновационного предпринимательства. Появляются площадки для совместной работы над проектами (коворкинги), проводятся многочисленные образовательные мероприятия, развивается нетворкинг. Есть и реальная возможность для привлечения небольших денег с помощью краудфандинга», – отмечает Павел Никонов.

По словам Альфии Мухаметовой, продолжают ужесточаться критерии отбора у фондов и акселераторов. Также происходят позитивные изменения в законодательстве, которые способны сгладить некоторые острые углы, возникающие во взаимоотношениях предпринимателя и инвестора. В целом благоприятной называет ситуацию и Дмитрий Кленов. «Появляются новые и активные площадки – бизнес-инкубаторы и акселераторы. Проводимые для начинающих предпринимателей мероприятия дают хорошую возможность заявить о себе. Крупный бизнес проявляет серьезный интерес к инновациям», – уточняет эксперт.

Десять правил успешного стартапа:

1. Сделать краш-тест идеи;

2. Подтвердить существование проблемы, поскольку все могли придумать до вас;

3. Проверить спрос;

4. Определить клиента;

5. Протестировать value proposition;

6. Подготовить минимальный жизнеспособный продукт (MVP);

7. Проверить покупательскую способность;

8. Разработать концепцию;

9. Выделить преимущества проекта;

10. Представить проект на Startup Lynch – бесплатном и открытом мероприятии, где можно рассказать о своем предложении и получить рекомендации экспертов.

Быть в тренде

Для создания хорошего стартапа необходимо поймать волну. Среди приоритетных направлений эксперты отмечают развитие проектов, связанных со здоровым образом жизни (фитнес, правильное питание) и m2m. Такие стартапы сложно реализовать, они имеют длительный жизненный цикл, но их популярность и востребованность очень высоки. Специалисты «Ингрии» обращают внимание на рост ИТ-направления и широкое развитие интернет-торговли. Подобные проекты, как правило, позволяют достаточно быстро вернуть вложенные деньги. «Примерно в такой же ситуации находятся так называемые железные стартапы, предлагающие решения для промышленности. Расставлять приоритеты сложно, но надо отметить, что чаще всего наиболее успешными становятся проекты, работающие на стыке различных технологий – например, медицинских и решений, ранее применявшихся в электронной коммерции», – замечает Дмитрий Кленов.

К числу наиболее удачных проектов эксперты причисляют Delivery-club. Он смог победить на рынке западных гигантов, а позже его организаторы выгодно продали бизнес. Успешными оказались также обучающие мобильные приложения Flexymind, агрегатор контекстной рекламы eLama, медицинский стартап МЕДЭЛ и «Энергоэффективные энергоизмерительные системы».

«К сожалению, в России пока немодно быть предпринимателем. Молодые специалисты чаще всего хотят стать ведущими менеджерами в крупной государственной компании, – резюмирует Павел Никонов. – Нужно выстраивать систему уважения чужих интересов, прав собственности, в том числе и результатов интеллектуального труда. Надо стимулировать частное предпринимательство и уважать людей, которые смогли создать собственный бизнес».

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы