Expo Business Review / Компании и рынки / Компании и Рынки / Автопром России готовится к подъему

10 марта 2017

Автопром России готовится к подъему

После крутых виражей автомобильная промышленность готовится к подъему. Такой знак на дороге заметили чиновники Министерства промышленности  и торговли России. Эксперты отмечают: если правительство будет соблюдать принятые ранее правила, в 2017 году рынок легковых автомобилей в стране вырастет на 10 % и выше.

Глава Министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров уверен, что  в 2017 году будет отмечен рост продаж во всех сегментах автомобильной промышленности. В свою очередь заместитель министра Василий Осьмаков сообщил о планах Минпромторга выйти на рост производства легковых автомобилей в 2017 году на уровень 7 %, уточнив, что это произойдет  в результате осуществления запланированных мер поддержки индустрии. Прогнозируют, что рост производства грузового и пассажирского автотранспорта может составить 18 %.

Государственная поддержка

По планам правительства РФ в 2017–2019 годы господдержка автомобильной отрасли составит 270 млрд рублей. Всего в текущем году на автопром предполагается выделить  более 60 млрд, включая программы утилизации, trade-in, льготного кредитования и льготного лизинга. При этом в дополнение к этим программам могут быть запущены и новые дополнительные меры поддержки, которые будут выработаны по итогам первого квартала 2017 года. Во втором полугодии могут заработать программы: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Российский тягач», «Российский фермер», «Своe дело». Например, программа стимулирования спроса «Первый автомобиль» предназначена для тех покупателей, которые ранее вообще не имели автомобиля.

Анализ ключевых макроэкономических показателей свидетельствует  о том, что в январе 2017 года сложилась ситуация, создающая благоприятные условия для начала восстановления российской экономики.  Так, по итогам года, по предварительной оценке, падение ВВП составит 0,5 % (вместо 0,6 %), рост промышленности может достичь 1 % (вместо 0,4 %), а падение инвестиций в основной капитал замедлится до 3 % (вместо 3,7 %). Инфляция тоже получается чуть ниже ожидаемого уровня: 5,4 % против 5,8 %. И, конечно, основой всех положительных перспектив является уровень цен на нефть, который пока устойчиво держится на отметке $ 55–57 за баррель.

Таким образом, можно считать, что складывающаяся макроэкономическая ситуация создает благоприятные условия и для начала восстановления и развития рынка легковых автомобилей. Тем не менее, в процессе прогнозирования мы придерживались традиционного подхода, предполагающего разработку трех вариантов сценария: базового, оптимистичного и пессимистичного.

Ведущие эксперты, топ-менеджеры автосборочных и автокомпонентных предприятий, представители федеральных и региональных органов государственной власти обсудят вопросы развития отрасли на конференции AutoInvest. Мероприятие пройдет с 14 по 16 марта в Петербурге. Впервые в 2017 году ежегодная международная конференция по привлечению инвестиций в производство комплектующих для автомобильной промышленности AutoInvest состоится совместно с выставкой Automechanika St. Petersburg на одной площадке. Мероприятие проводится при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и правительства Санкт-Петербурга, стратегическим партнером выступает ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ».

Рынок легковых автомобилей в РФ

Аналитическое агентство «Автостат» рассматривает несколько сценариев развития рынка легковых автомобилей в России.

Базовый сценарий

Антикризисный план Правительства РФ вполне успешно реализуется и происходит постепенное восстановление экономики. Появляются обнадеживающие результаты реструктуризации экономики. Экономические санкции смягчаются и могут быть частично или полностью отменены  к 2019 году.

Оптимистичный сценарий

Начиная с 2017 года, происходит динамичное восстановление и развитие экономики, сопровождающееся серьезными структурными преобразованиями. Влияние экономических санкций либо сведено к минимуму, либо они будут в значительной части отменены.

Пессимистичный сценарий

Антикризисный план Правительства РФ помогает постепенно справляться с негативными последствиями экономического кризиса и влияния экономических санкций. Экономика медленно восстанавливается, но заметных структурных преобразований в ней не наблюдается. Экономические санкции не смягчаются, а, наоборот, ужесточаются.

Предупреждающие знаки

Аналитики агентства «Автостат» полагают, что позитивные сдвиги в российской экономике, наметившиеся в декабре 2016 – январе 2017 годов, дают основание для вывода о достижении «дна» и завершении кризиса на российском рынке легковых автомобилей. При этом видны экономические предпосылки к началу восстановления рынка в 2017 году.

Для прогнозирования рынка легковых автомобилей был применен комплексный подход, представляющий собой сочетание экспертных и математических методов прогноза. В качестве математических инструментов использовались методы временных рядов, экстраполяции и метод множественной регрессии для факторного анализа.

На основании собственных исследований и расчетных экспериментов специалистами агентства «Автостат» были выделены макроэкономические факторы, оказывающие наиболее значимое влияние на годовой объем продаж легковых автомобилей, в частности, среднегодовая цена нефти Brent, годовой объем портфеля автокредитов, соотношение цены автомобиля и средней зарплаты.

Состав выделенной совокупности факторов, используемых в данной модели, указывает на специфику российского автомобильного рынка, как элемента российской экономической системы. Так, высокая корреляция фактора «среднегодовая цена нефти Brent» обусловлена главной спецификой экономики РФ, ориентированной на экспорт нефти и нефтепродуктов. Также специфична и сильная зависимость рынка от фактора «среднегодовая численность населения, занятого в экономике», который отражает потребительский потенциал.

В свою очередь, фактор «годовой объем портфеля автокредитов» отражает процесс кредитования как мощную движущую рыночную силу. Стоит также отметить, что в процессе моделирования рынка проявилась необходимость использования не только независимых макроэкономических факторов, но и искусственных интегральных показателей, связывающих их друг с другом. В данном случае такой интегральный показатель был создан на основе соотношения средневзвешенной годовой цены автомобиля и средней начисленной месячной зарплаты.

Согласно базовому сценарию развития, рынок легковых автомобилей в 2017 году вырастет примерно на 10 %, до 1,45 млн автомобилей.  В оптимистичном варианте рост может достичь 18 %, а общий объем продаж — 1,55 млн автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает совсем небольшой показатель роста — около 3 % или  1,35 машин. По базовому сценарию рост может составить: 14 % —  в 2018 году и 13 % — в 2019 году, что обеспечит выход рынка по итогам 2019 года на общий объем продаж около 1,88 млн автомобилей.

Эксперты компании EY также настроены оптимистично и считают, что российский автомобильный рынок восстановится в течение ближайших трех лет. К 2020 году в стране могут продать 2,2 млн машин. В прошлом году этот показатель был в два раза меньше. Эксперты уверены, что росту продаж автомобилей будут способствовать старение парка, давление отложенного спроса, удешевление автокредитов и сохранение господдержки.

По материалам аналитического агентства «Автостат»

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы