28 января 2019
Рейтинг событийного потенциала регионов России
В 2018 году Выставочный научно-исследовательский центр R&C в пятый раз провел исследование событийного потенциала регионов России. С момента публикации первого рейтинга в 2014 году ивент рынок России значительно изменился. В ответ на влияние внешних экономических и политических факторов, в стране увеличилось число региональных конгрессных бюро, было основано Национальное конгресс-бюро. По данным ICCA, в Россию привлечено и проведено более 400 международных ротируемых мероприятий ассоциаций. На международном рынке у России еще только формируется имидж дестинации, привлекательной для проведения значимых мероприятий. Однако благодаря рейтингу событийного потенциала есть возможность ежегодно отслеживать изменения, которые влияют на становление ивент рынка в регионах страны.
Изменения, происходящие на рынке, потребовали определенного уточнения и корректировки отдельных положений методики. Прежде всего, это коснулось принципов формирования выборки. Ранее анализировался потенциал лишь крупнейших региональных центров, характеризуемых определенным набором социальных, экономических и демографических показателей. С дальнейшим развитием ивент индустрии в России и созданием Национального конгресс-бюро ускорился процесс вовлечения новых регионов в активную событийную жизнь. Это привело к необходимости включить в исследование событийного потенциала все регионы России.
Традиционно в рейтинге не участвуют Москва и Московская область в связи с высоким уровнем развития событийной отрасли в целом. Краснодарский край представлен двумя городами: Краснодар – административный центр региона и Сочи – город с большим объемом инвестиций в ивент инфраструктуру. Необходимо отметить, что подход к формированию выборки со временем менялся, это объясняет отсутствие в рейтингах 2014–2015 годов Санкт-Петербурга, Калининграда, Мурманска и Владивостока.
Для построения рейтинга используется многофакторный анализ. Методика основывается на агрегировании различных показателей, характеризующих важнейшие факторы оценки потенциала дестинации. Анализ, как и прежде, проводился по пяти группам показателей: Наличие специальной инфраструктуры
Характеризует возможность города принимать и проводить деловые мероприятия различных форматов. Оценивается: наличие конгрессно-выставочных центров, конгресс-отелей, сетевых отелей, центров международной торговли.
Наличие программы продвижения региона
Характеризует возможности региона по привлечению туристических потоков. Оценивается: наличие бренда города, продвижение внутри страны и за рубежом.
Политика в области ивент индустрии
Характеризует уровень административной координации всех участников рынка. Оценивается: наличие конвеншн-бюро, наличие информационно-туристических центров, наличие политики в сфере поддержки и развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, субвенции на привлечение в регион международных мероприятий, количество в регионе членов Национального конгресс-бюро и Российского союза выставок и ярмарок.
Опыт проведения крупных международных событий
Характеризует привлекательность дестинации для организаторов мероприятия различного уровня. Оценивается: опыт проведения крупных международных событий (спортивных, культурно-зрелищных, деловых, правительственных) за пять лет, наличие запланированных к проведению в ближайшие пять лет событий подобного уровня, опыт проведения мероприятий международных ассоциаций в течение последних пяти лет и планы по их проведению на предстоящие пять лет, наличие регулярных событий за последние 10 лет.
Туристическая привлекательность
Характеризует привлекательность туристического контента дестинации. Оценивается: наличие объектов в регионе, имеющих культурное и историческое значение, а также транспортная доступность дестинации.
Также были учтены предложения экспертов ивент рынка и введен новый фактор: транспортная доступность города, который играет большую роль при организации международных мероприятий.
Тройка лидеров рейтинга осталась неизменной. Первое место занимает Санкт-Петербург. В 2018 году в городе прошло знаковое мероприятие мирового событийного рынка – 85-й Глобальный конгресс Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), который собрал около 500 делегатов из 54 стран мира. На втором месте – Екатеринбург. Несмотря на то, что город не примет ЭКСПО-2025, кампания по продвижению заявки положительно сказалась как на международном событийном имидже Екатеринбурга, так и на его инвестиционной привлекательности. На третьем месте – Сочи, город, который успешно сочетает имеющиеся конгрессные и туристические возможности. Казань укрепила свои позиции, поднявшись на четвертое место, а новичком топ-5 рейтинга стал Нижний Новгород. Уфа, благодаря деятельности Конгресс-бюро Республики Башкортостан, поднялась на шестую строчку рейтинга. Новичками топ-10 рейтинга стали Калининград и Мурманск.
Следует отметить, что все города, вошедшие в топ-10 рейтинга в 2018 году, занимают активную позицию в части продвижения на зарубежном и российском рынке. Представители администраций регионов, а также компании событийного и туристического сектора представляют свои регионы на крупнейших специализированных международных и российских мероприятиях. Для комплексного продвижения необходима разработка узнаваемого территориального бренда. В части территориального маркетинга можно выделить работу Краснодарского края, а также Республики Башкортостан, Ростовской, Самарской и Ярославской областей, которые в 2018 году представили новые бренды регионов. Что касается мест, которые занимали города в течение 2014–2018 годов, то можно отметить, что ротация в первой пятерке городов происходила незначительная. Только в 2018 году Нижний Новгород вытеснил из топ-5 Краснодар. В первой десятке наибольший темп роста продемонстрировал Калининград, поднявшись с 20-го на восьмое место. Этому способствовало и проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году, и то, что город активно продвигает свой потенциал на российскую и зарубежную аудиторию. Ослабил позиции Владивосток за счет меньшего, по сравнению с вышеуказанными городами, количества объектов материально-технической базы.
Ниже в таблице приведена динамика потенциала российских регионов, входящих в топ-20 рейтинга 2018 года.
Полная версия рейтинга размещена на сайте Выставочного научно-исследовательского центра R&C и на порта-ле Event LIVE
Новости
OPEN TO THE WORLD
В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах
Комментарии (0)