Expo Business Review / Практика / Практика / Конгрессный тур по России

21 марта 2013

Конгрессный тур по России

Наступивший 2013 год обещает стать удачным для развития конгрессного и делового туризма. После вступления России в ВТО иностранные компании проявляют к стране повышенный интерес.

Международные эксперты в области индустрии деловых встреч оценивают 2012 год по-разному. С одной стороны, мировые расходы на деловой туризм впервые превысили $1 трлн, показав увеличение на 10 % по отношению к 2011 году. На Россию приходится 3 % всех затрат. С другой, эксперты ожидали более существенного роста в Европе и США.

Глобальный экономический кризис то и дело напоминает о себе нестабильностью валют и ростом безработицы. Однако аббревиатура «БРИКС» для предпринимателей все еще звучит магически. Они уверены, что экономический рост в России, Китае, ЮАР и Индии будет более динамичным, а значит, эти страны весьма привлекательны для инвестиций.

Год возможностей

С марта 2013 года Россия станет полноправным участником ВТО, что, безусловно, увеличит спрос на организацию конференций, а также на корпоративные и деловые поездки. С большой долей вероятности можно прогнозировать рост количества и качества бизнес-контактов. «В Санкт-Петербурге в 2013 году пройдет ряд таких встреч, – рассказывает председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Александр Прохоренко. – Так, 30 мая начнет работу III Международная выставка «Арабия-ЭКСПО», задачи которой – установление прямых связей с восточными партнерами и выход на совместные инвестиционные проекты в странах арабского мира и России. В рамках выставки «Арабия-ЭКСПО» состоится 11-я сессия Российско-арабского делового совета, посвященная специфике предпринимательской и инвестиционной деятельности в регионе, в том числе и в контексте политических преобразований. Много делегаций посетит город в рамках программ международного сотрудничества. Наступивший год объявлен перекрестным Годом России и Нидерландов, и до середины лета будет продолжаться программа Года Германии в России. Год станет юбилейным для наших партнерских отношений с городами Финляндии: 20 лет – с Хельсинки и 60 лет – с первым городом-побратимом Турку. В связи с этим планируются насыщенные культурные программы и визиты деловых миссий. В 2013-м в Санкт-Петербурге пройдут Дни Алма-Аты и Еревана, а также на III Форум городов-партнеров приедут гости из Украины».

Тема членства в ВТО будет обсуждаться и на ставшем традиционным Международном петербургском партнериате «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья», ежегодном форуме представителей малого и среднего бизнеса, организованном Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга.

«В этом же ряду крупных конгрессных мероприятий при поддержке Комитета по внешним связям стоит и ежегодный Инновационный форум, который мы активно рекламируем за рубежом и в регионах России, – заметил Александр Прохоренко. – Традиционно в июне пройдет Петербургский международный экономический форум. В сентябре 2013 года Северная столица примет участников саммита G20. Это не просто крупное мероприятие, а историческое событие».

 

Глобальный контекст

Директор по международной деятельности ГП «РЕСТЭК» Людмила Иванова отмечает, что за 2012 год индустрия встреч в России выросла на 20–30 %, тогда как в мире динамика была не такая впечатляющая – на уровне 4,3 % по отношению к 2011 году. Некоторые эксперты даже говорят об отраслевом кризисе.

Однако член правления PATA Том Натли считает, что выставочный и конгрессный бизнес стал более сложным, но об упадке говорить рано. Развитие Интернета и индивидуальных коммуникаций, безусловно, оказывает влияние на отрасль. Поэтому организаторы мероприятий должны быть более изобретательными в привлечении продавцов и покупателей продуктов и услуг. Но ключевым фактором остается то, что бизнес в конечном счете только обслуживает уже существующие рынки, чем и определяется парадигма его развития. «Когда рынок растет достаточно быстро, нужда в выставках и конгрессах, на которых он представлен, увеличивается в геометрической прогрессии. Важно всегда быть в курсе таких тенденций, хотя, конечно, выставочный сегмент более подвержен влиянию краткосрочных трендов», – считает Том Натли.

 

Terra nova

По оценке Людмилы Ивановой, Россия пока реализовала потенциал выставочного туризма примерно на четверть.

Так же считает Ольга Хоточкина, директор выставки «Интур-маркет»: «Динамика делового туризма в России положительная. Косвенно об этом свидетельствует количество новых конгрессных центров, которые открываются как в Санкт-Петербурге и Москве, так и в регионах. Не стоит забывать, что российская экономика повторяет тенденции развития европейских стран. Для них растущий тренд позади, а мы в него только вступаем». По наблюдению эксперта, в процесс активно включаются регионы, так как местные власти осознали пользу деловых мероприятий для привлечения инвесторов и туристов и стали вкладывать больше средств в это направление.

«Регионы России привлекают внимание иностранцев, причем не только как потенциальный рынок, но и как другой уклад жизни, с местным колоритом, которого они никогда не видели. Европа исследована вдоль и поперек, а путешественники жаждут чего-то нового», – говорит Ольга Хоточкина.

«Есть и факторы, которые ограничивают потенциал. Это прежде всего неоднородное развитие инфраструктуры, недостаток квалифицированных кадров, дорогостоящие гостиницы и транспорт, а также сложности при получении визы для иностранцев», – отмечает Людмила Иванова.

По-прежнему есть проблемы с презентацией туристических мест, убеждена директор TMI Consultancy Хелен Ллойд. «Россия, как и многие другие государства бывшего коммунистического блока, до сих пор отстает от других стран в таких вопросах, как брендинг, – констатирует Хелен Ллойд. – Только в последние несколько лет Москва начала осознавать свой туристический потенциал».

 

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы