10 ноября 2012

Отдых по делу

Деловой туризм в России становится популярным. Оценив потенциал отечественного рынка, специалисты туриндустрии убедились в необходимости консолидации усилий по продвижению регионов.

По данным Всемирной туристской организации, деловой туризм составляет третью часть от числа всех туристических поездок. Сейчас в мировой туриндустрии занято 100 млн. специалистов, обслуживающих 1 млрд. поездок в год. По данным Всемирного совета деловых путешествий и туризма, объем бизнес-поездок ежегодно растет на 4,3% и к 2020 году достигнет 1,5 трлн. долларов США. В России подобные показатели скромнее, но имеют тенденцию к росту. Сейчас в российской отрасли работает 1 млн. специалистов, совершается 80 млн. поездок, включая путешествия по стране.

«Для продвижения российского туристического продукта разработаны федеральные целевые программы, – рассказывает заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Григорий Саришвили. – Например, «Развитие курортного туризма». С ее помощью удалось создать курорт федерального значения в Белокурихе, в Алтайском крае. Деловой туризм – это многоаспектное направление, дающее заметный мультипликативный эффект при тесном взаимодействии государства и бизнеса.

Мировой опыт показывает высокую прибыльность делового сектора туризма. На его долю приходится 16% от числа всех путешествий. В США этот показатель равен 22%. Американцы тратят на деловые поездки около 9 млрд. долларов США. В европейских странах ездят по делам 15%, в Германии – 13%, в Великобритании – 30% деловых путешественников. По прогнозам международных экспертов,  в ближайшие пять лет доля путешествующих профессионалов вырастет в Китае и Индии до 11%, в России – до 7%».

Российские просторы

По мнению экспертов, опрошенных Expo Business Review, рынок делового туризма России характеризуется активным, но вместе с тем стихийным развитием. Отсутствие достоверной статистической информации делает невозможным качественный анализ ведущих рынков делового туризма России. Однако имеющаяся информация позволяет сделать вывод о существенном потенциале рынка делового туризма как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах, направленных на рост деловой активности, таких, например, как Краснодар и Ростовская область.

«Ростовская область, являясь крупнейшим на Юге России административным, культурным, научно-образовательным и промышленным центром, активно реализует стратегию, направленную на повышение привлекательности региона для российских и зарубежных туристов, – рассказывает генеральный директор управляющей компании Don-Plaza Андрей Демишин. – Выгодное географическое положение, наличие автомобильных и железнодорожных путей федерального значения, морских и речных портов и международного аэропорта повышают привлекательность региона для инвесторов, заинтересованных в развитии бизнеса в российских регионах. Сегодня более 75% въезжающих в Ростовскую область туристов прибывают с деловыми целями. Ростов-на-Дону является крупнейшей бизнес-дестинацией на Юге России, что подтверждается растущим количеством конгрессно-выставочных мероприятий, проводимых в городе на регулярной основе».

По данным Ассоциации бизнес-туризма, туристы предпочитают посещать в России крупные города: Москву, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, Челябинск, Новосибирск, Красноярск и Владивосток. Интерес вызывает Золотое кольцо России и регион Прибайкалья. Специалисты объясняют это географическим положением и относительно развитой инфраструктурой, наличием в этих местах аэропортов и крупных железнодорожных узлов.

«Только удобное географическое положение территории не гарантирует достижение успеха на рынке индустрии встреч, – уверена генеральный директор Выставочного научно-исследовательского центра R&C Ольга Мугатина. – Среди российских территорий начинается эпоха жесткой конкуренции, в условиях которой бороться придется за все: за инвестиции, информационные потоки, трудовые ресурсы и туристов, тем более что товары, капитал, рабочая сила становятся все более мобильными».

Трудности путешествий

Основная цель бизнес-путешествий россиян – участие в индивидуальных деловых встречах, конференциях и семинарах. «Направления для таких поездок в основном зависят от отрасли бизнеса компании, – уточняет генеральный директор Выставочного научно-исследовательского центра R&C Ольга Мугатина. – Однако можно выделить основные бизнес-направления. Россияне предпочитают посещать Великобританию,  Германию, Австрию, Швейцарию, США, Китай и Сингапур».

Развитие делового туризма напрямую связано с темпами роста экономики  и инвестиционным климатом в стране. И оптимистичные эксперты дают положительные прогнозы на 2012–2013 годы относительно этих показателей в России. Однако существуют нерешенные проблемы, мешающие развитию делового туризма в стране. Эксперты отмечают неоднородное развитие инфраструктуры в регионах, недостаток квалифицированных кадров, дорогостоящие гостиницы и транспорт.

Привлекательность России для деловых туристов оценила компания TMI Consultancy (Великобритания), проведя в конце прошлого года на эту тему несколько маркетинговых исследований. Выяснилось, что иностранцев отпугивает от поездок в Россию, и конкретно в Москву и Санкт-Петербург, сложный визовый режим, высокая стоимость услуг в сегменте HoReCa, отсутствие ключевых транспортных направлений, криминальная напряженность, а также низкая экологическая культура. Потенциальные деловые туристы ссылаются на то, что цены в отелях Праги или Будапешта на порядок ниже, так что из финансовых соображений они, скорее, предпочтут путешествию в России поездку в Восточную Европу.

Мировой масштаб

Российские специалисты туриндустрии отмечают, что одна из проблем отрасли – отсутствие достоверной информации о стране и единого специализированного информационного ресурса в сети Интернет. Разрозненность информации, а также отсутствие единого календаря деловых событий дают отрицательный эффект.

«В России необходимо организовать единую систему конвеншн-бюро, которые помогут представить уникальные регионы и города нашей страны, – считает коммерческий директор «РЕСТЭК Events» Дарья Островская. – Такое бюро может стать эффективным механизмом привлечения крупномасштабных мероприятий».

Практика показывает, что события мирового масштаба помогают развивать регионы и привлекают деловых туристов. Так, например, на Кубани реализуется свыше 200 мероприятий по развитию инфраструктуры города Сочи, благодаря подготовке к проведению Олимпийских игр 2014 года. Из бюджета Краснодарского края на эти цели с начала 2008 года в общей сложности будет выделено порядка 115 млрд. рублей.

«Уже сегодня закладывается материальное и нематериальное наследие сочинской Олимпиады, – рассказывает руководитель департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года Лариса Заведеева. – Кубань является моделью для других регионов России по формированию волонтерской инфраструктуры, созданию безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями передвижения и по реализации программ олимпийского и экологического образования, обеспечения безопасности, развития туристической инфраструктуры».

Для того чтобы реализовать в регионах России амбициозные программы по приему деловых туристов во время Олимпийских игр в Сочи и чемпионата мира по футболу, который пройдет в стране в 2018 году, регионам необходимо доказать состоятельность и привлекательность на всех уровнях. Опыт показывает, что стратегически и экономически выиграет только тот регион, где будут объединены усилия бизнеса и политического ресурса. «Государственно-частное партнерство в туризме предусматривает эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций, – поясняет управляющий компанией Don-Plaza Игорь Горин, – Сегодня можно выделить два основных направления реализации такого партнерства в российском туризме: формирование особых экономических зон туристско-рекреационного типа и создание туристских кластеров». 

Современные проблемы развития рынка индустрии встреч, влияние международных событий на социально-экономическую активность регионов и роль государственно-частного партнерства в сфере делового туризма обсудили участники XV Международного фестиваля туризма и отдыха «Мир без границ», прошедшего с 5 по 6 апреля в Ростове-на-Дону. Фестиваль был организован при поддержке Федерального агентства по туризму РФ, правительства Ростовской области, Российского союза туриндустрии (РСТ). Организаторами выступили выставочный центр «РОСТЭКС» и Ассоциация курортов и туризма «АсКурТур». www.rostex-expo.ru

В рамках XV Международного фестиваля туризма и отдыха «Мир без границ»

6 апреля состоялась конференции «Деловой туризм как инструмент социально-экономического развития регионов». Организаторы мероприятия: Выставочного научно-исследовательского центра R&C, ГК Don-Plaza, Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области и НКП «Агентство развития туриндустрии Ростовской области – Совет по туризму». 

 

Комментарии (0)

Новости

Другие новости

Все новости
 

OPEN TO THE WORLD

В журнале: Событийный потенциал регионов России, новости Ассоциации «Национальное конгресс-бюро», событийные паспорта регионов России, событийная индустрия Свердловской области, Краснодарского края и Камчатки, организация инклюзивных мероприятий, советы для организаторов платной конференции в регионах

Какие структуры и маркетинговые инструменты наиболее эффективно способствуют развитию событийного бизнеса?

Другие опросы